Пирогов Г.Н.

Человек безгранично преданный своему делу

Наша техника — это наше призвание,
наши технологии — это безопасность организации воздушного движения,
наши достижения — это ваш успех!
Пирогов Г.Н.

О Пирогове Г. Н.

Геннадий Николаевич Пирогов

Пирогов Г. Н.

Семья Пироговых…

Жизненный путь Геннадия Николаевича начался в российской глубинке, в деревне Осалодка, в 1949 году.

Глава семьи, отец Геннадия Николаевича, — Пирогов Николай Алексеевич прожил честную трудовую жизнь: в двух войнах бесстрашно защищал Родину, получил более 10 боевых наград, после войны без перерывов и отпусков работал. Если быть точными, то 1938 году Николай Алексеевич был призван в ряды Советской армии, отслужив на срочной службе 3 года, стал участником Великой Отечественной войны, а после — еще полтора года воевал на Японской войне. Вернувшись домой после 8 лет служения Отчеству, Николай Алексеевич еще много лет возглавлял колхоз «Авангард» в деревне Осалодка, переехав в село Бродокалмак, работал заведующим гаражом, электриком, не боялся никакой работы, и все делал на совесть.

Мама Геннадия Николаевича — Таисья Петровна (сегодня ей 96 лет!), родилась в деревенской семье, в которой было 12 детей! Всю свою жизнь трудилась бухгалтером на Машино — тракторной станции (МТС) в селе Бродокалмак, затем руководила бухгалтерией в «Бродокалмакском совхозе». В годы Великой Отечественной войны получила похоронку на своего первого мужа, пропавшего безвести — Пирогова Ивана Герасимовича, после войны вышла замуж за второго суженого — Пирогова Николая Алексеевича. На вопрос: «Как же так, первый муж — Пирогов, и второй супруг — Пирогов?» Смеясь, ответила: «Так вся деревня была Пироговых! Кого ж другого выберешь?» Таисья Петровна Пирогова неоднократно награждена орденами и медалями за многолетний добросовестный труд.

В Бродокалмаке Геннадий Николаевич достойно закончил 10 классов, затем успешно поступил в Казанский авиационный институт на специальность «Конструирование и производство аппаратуры». В 1972 году защитил дипломную работу по теме «Полуавтоматический бесконтактный измеритель частот самолетного передающего устройства системы ближней навигации» и получил специальность «Инженер-конструктор-технолог радиоаппаратуры».

Закончив институт, Геннадий Николаевич прошел службу в вооруженных силах Советского союза, местом службы стал легендарный Байконур, именно здесь Геннадий получил первый профессиональный опыт, и здесь определилась дальнейшая судьба будущего талантливого инженера.

Геннадий Николаевич Пирогов на присяге

Пирогов Г. Н. на военной присяге Отечеству

«Все в работе должно быть честно, для авиации всё нужно делать на совесть!»

Всю свою жизнь он занимался исследованиями, разработкой и внедрением в серийное производство инструментальных систем посадки самолетов международной системы ILS. За сорок лет своей трудовой деятельности Геннадий Николаевич прошел путь от инженера-разработчика до главного конструктора сложных посадочных систем, с 1974 года по 2014. В трудовую книжку занесены записи: награжден, отмечен, премирован, присвоено звание, благодарность и т. д. С самых первых трудовых дней Геннадия Николаевича отличала особая дисциплина, трудолюбие и особенная преданность любимому делу. В трудные для Пирогова 2000 годы, он будет говорить друзьям и коллегам: «Все в работе должно быть честно, для авиации все нужно делать на совесть!»

За профессиональную непреклонность его часто считали человеком неуживчивым, не удобным, иногда даже резким. Геннадий Николаевич не только обладал живым умом, способным создавать новые идеи, но и мог жестко и непреклонно отстаивать право на реализацию своих изобретений. На собственные идеи Пирогов не скупился: 14 авторских разработок по улучшению систем посадки самолетов, 3 из которых — на уровне изобретения!

антенная система курсового радиомаяка

Антенная система курсового радиомаяка

шкаф курсового радиомаяка

Шкаф курсового радиомаяка

С его участием и под его руководством были спроектированы и созданы системы посадки гражданских самолетов для аэродромов I, II, III категории:

  • СП-75 — инженер-разработчик;
  • СП-80 — заместитель главного конструктора, данный проект Пирогов Г. Н. разрабатывал в возрасте 33 лет, и являлся в то время одним из самых молодых заместителей главных конструкторов в стране;
  • СП-90 — заместитель главного конструктора, один из самых сложных проектов, серийное освоение которого проходило в трудные 90 годы и было сопряжено с огромным количеством трудностей;
  • СП-200 — главный конструктор на начальной стадии разработки проекта;
  • азимутальный радиомаяк РМА-90 (VOR) — главный конструктор;
  • приводной радиомаяк с маркерным радиомаяком РМП-200, МРМ-95 — главный конструктор;
  • идеолог и руководитель разработки контрольно-поверочной аппаратуры для систем посадки типа КСП-80;
  • Analyzer ILS, VOR (АСПН-1) и генератор сигналов навигации и посадки ГСПН-1 — главный конструктор;
  • руководитель разработки принципиально нового пеленгатора, обеспечивающего повышенную точность пеленгования по сравнению с существующими аналогами типа RDF 734;
  • на уровне изобретения Геннадий Николаевич создал новую систему посадки с форматом сигнала ILS 734;
  • под его руководством создан новый азимутальный маяк типа VOR-734 и дальномерный радиомаяк DME 734;
  • кроме этого Пирогов Г. Н. являлся идеологом и руководителем разработки анализатора сигналов ДМЕ типа ГСПН-2, под его руководством был создан первый образец.

В конце жизни Геннадий Николаевич задумал создать единый унифицированный комплекс аппаратуры навигации и посадки «Комплекс 734», принципиальное отличие его от существующей аппаратуры заключается в том, что уровень унификации в комплексе на уровне узлов достигает 65%. Этот комплекс может с гордостью претендовать на звание настоящего российского технического изобретения!

К сожалению, в российской авиации за прошедшие 20 лет в системах посадки почти не внедряются новые технологии, а существующая техника неумолимо продолжает терять свои возможности. Авторские разработки Пирогова, созданные для повышения безопасности полетов, так до сих пор и не востребованы в полном объеме в России, но, однако, вызывают профессиональный интерес специалистов навигационной сферы за рубежом.

«Было время, когда на предприятиях всей страны было тяжело, нас экономическая ситуация тоже не пощадила, заказов не было, денег, естественно, тоже. Люди без зарплаты, честно сказать, есть было нечего… Пирогов предложил кормить сотрудников за счёт компании.»

Серьезную часть профессиональной жизни Геннадия Николаевича заняла работа на предприятии НИИИТ г. Челябинск: с 1974 по 2003 г. г. Почти 30 лет было отдано этому коллективу, а потом пришлось создавать новое, собственное предприятие — ООО НПО «РТС».

За 10 лет работы в созданном с нуля Научно-производственном объединении «Радиотехнические системы», Геннадием Николаевичем была собрана профессиональная команда молодых специалистов, этот вновь созданный коллектив стал для Пирогова и домом, и семьей, и единомышленниками. Именно эта команда в 2014 году, после ухода Геннадия Николаевича, приняла знамя НПО РТС в свои руки.

Что говорят о нем коллеги, вспоминая Пирогова:

— «Жесткий, иногда с ним было очень трудно… но он первым пришел мне на помощь, когда случилась беда с моей мамой… и именно это я помню.»

финансовый директор ООО НИИИТ РТС, заместитель директора по ФЭП Григорьева Наталья Борисовна.

— «Было время, когда на предприятиях всей страны было тяжело, нас экономическая ситуация тоже не пощадила, заказов не было, денег, естественно, тоже. Люди без зарплаты, честно сказать, есть было нечего… Пирогов предложил кормить сотрудников за счет компании. Традиция, сохранившаяся в НПО РТС покупать для сотрудников чай, кофе, другие продукты от компании сохранилась еще с тех пор, никто так и не решается ее нарушить…»

директор по качеству Отдел сертификаций и испытаний ООО НПО РТС Желнин Анатолий Николаевич.

— «Когда мы в последний раз встретились с Геннадием Николаевичем, долго разговаривали, обсуждали ситуацию в аэронавигации. Уходя, Пирогов как-то очень просто и обыденно сказал: „Наверное, мы уже больше не увидимся, будьте счастливы и здоровы“, но в тот день у меня было столько дел, что подумать о настоящем значении этих слов, не оказалось времени, хотя сердце кольнуло… Я действительно больше никогда его не видел, через месяц после нашей встречи Геннадий Николаевич ушел из жизни…»

директор Филиала «Аэронавигации Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Сюкасев Сергей Ефимович.

— «Мне с Пироговым было всегда спокойно и комфортно, помогал он нам всем, чем мог. Мы в колледже думали: «Денег у нас особо нет, как сказать спасибо этому человеку? Решили всем коллективом вручить Геннадию Николаевичу именную юбилейную медаль нашего учебного заведения… Решить-то решили, а вот вручить не успели. Теперь отправим эту медаль в Фонд развития Аэронавигации им. Пирогова Г. Н.»

заместитель директора Рыльского АТК — филиала МГТУ Г А Погорловский Василий Петрович.

Оставаясь простым и скромным человеком, Пирогов Г. Н. никогда не гнался за почестями и наградами. Выполняя свой профессиональный долг, он не думал о внешней стороне профессии, все условности, договоры, оплаты — после, похвалы и признание — не главное. Даже во время тяжелой болезни Пирогов никогда не жаловался на боль. До самого конца своего жизненного пути Геннадий Николаевич никому не говорил о своем недуге. Не жаловаться, не просить, не выносить на людей свою боль, и работать с огромной самоотдачей — по этим принципам жил этот человек.

PS: в 2015 году, сохраняя память об этом удивительном человеке, в России был создан первый и на сегодняшний день единственный в аэронавигационной отрасли Фонд развития Аэронавигации. При поддержке ведущих предприятий аэронавигационной отрасли страны, Фонд планирует осуществлять поддержку и финансово поощрять лучших специалистов аэронавигационной отрасли страны. По итогам 2015 года Фонд развития Аэронавигации им. Пирогова Г. Н. намерен вручить три профессиональные премии в размере 1 000 000 р., и три студенческие премии в размере 250 000 р. Условия участия в номинациях можно узнать на сайте Фонда: www.fondaero.ru. Вручение премий запланировано на Национальной выставке инфраструктуры аэропортов и гражданской авиации NAIS г. Москва в феврале 2016 г.

Хотите помочь?

Банковские карты



или